Программа развития

Содержание
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ............................................................................................................................................................................ 3
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................................................................................................................................... 6
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ......................................................... 7
РАЗДЕЛ II. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ....................................................................... 11
РАЗДЕЛ III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО .............................................................................................................. 14
РАЗДЕЛ IV. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕРЕХОДА ДОУ В НОВОЕ СОСТОЯНИЕ ............................................................................................. 16
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ...................................................................................................................................................... 17
ФИНАНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ............................................................................................................................. 21
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ................................................................................. 22

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование
программы
Основания для
разработки Программы
развития

Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
компенсирующего вида «Центр «Радуга» города Екатеринбурга (далее - Программа развития)
Нормативно правовые акты федерального уровня:
➢ Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017г. №1642 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
➢ Распоряжение Правительства российской Федерации от 06.07.2018г. №1375-р «Об утверждении Плана
основных мероприятий до 2020г., проводимых в рамках Десятилетия детства»;
➢ Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024г.»;
➢ Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».

Разработчики
Программы развития
Цель
развития
Задачи
развития:

И.о. директора Мельникова В.В.
Заместитель директора по ВМР Степанова Е.А.
Руководитель ПМПК Ундзенкова А.В.
Программы Создание условий для повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями, обеспечивающие стартовые возможности для физического и
психического развития как основы успешной социализации воспитанников в обществе.

Программы 1. Совершенствовать организацию и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения современных образовательных технологий.
2. Создать условия для абилитации и реабилитации детей раннего дошкольного возраста, имеющие
ограничения в функционировании.
3. Обеспечивать условия для роста профессиональной компетенции педагогических работников в процессе
модернизации содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
4. Формировать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с индивидуальными
потребностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3

Целевые индикаторы и 1. Доля воспитанников с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями
показатели Программы
развития, имеющих положительную динамику в развитии по результатам мониторинга.
развития
2. Доля педагогов, владеющих современными и инновационными педагогическими технологиями и эффективно
применяющие их в процессе психолого-педагогического сопровождения.
3. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам психолого-педагогического
сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
4. Доля педагогов, обобщивших и представивших опыт работы на разных уровнях.
5. Доля педагогов, имеющих публикации в средствах массовой информации.
6. Доля педагогов, участвующих в профессиональных конкурсах разного уровня.
7. Доля педагогов (включенных в график аттестации), по итогам аттестации повысивших свою
квалификационную категорию.
8. Количество детей раннего возраста с ограниченными, охваченных мероприятиями службы ранней помощи.
Сроки и этапы
реализации Программы
развития

I этап – организационный (2018г.):
- анализ кадровых, материально-технических, психолого-педагогических условий, состояния воспитательнообразовательного процесса и результатов деятельности;
- определение проблем и перспектив развития;
- разработка концепции и стратегии развития Учреждения.
II этап – основной (2019-2021гг.):
- реализация основных направлений по совершенствованию психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
III этап – аналитический (2022г.):
- анализ результатов реализации Программы развития, сопоставление полученных результатов с заданными
целью и задачами;
- определение перспектив дальнейшего развития.

Финансовое
обеспечение

1. Бюджетное финансирование (субсидии).
2. Внебюджетное финансирование: дополнительное привлечение средства (добровольное пожертвование и
4

Ожидаемые результаты 1.
реализации Программы
развития:
2.
3.

4.

Исполнители
Программы развития

прочие доходы, разрешенные нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансовохозяйственную деятельность образовательного учреждения и не противоречащие законодательству
Российской Федерации).
Повышение качества дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра и детей с
тяжелыми множественными нарушениями развития посредством использования эффективных методов
обучения и воспитания, образовательных технологий для данных категорий детей.
Созданы и активно развиваются новые формы организации дошкольного образования для детей раннего
возраста: группа кратковременного пребывания, служба ранней помощи.
Повышение компетентности и уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах
индивидуализации образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с
расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Распространение опыт работы по использованию современных эффективных коррекционно-диагностических
технологий среди педагогического сообщества.

Коллектив педагогов и специалистов МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»

5

ВВЕДЕНИЕ
Программа развития МБДОУ – детского сада компенсирующего вида «Центр «Радуга» (далее – Учреждение) разработана в
соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является
управленческим документом, определяющий среднесрочные перспективы развития Учреждения.
Программа развития ориентирована на приоритеты государственной политики в области образования, одними из которых являются
доступность дошкольного образования для детей раннего возраста, обеспечение условий оказания психолого-педагогической и медикосоциальной помощи детям раннего возраста. В плане мероприятий, реализуемых в рамках «Десятилетия детства» ставятся задачи создания
условий для обеспечения развития и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и внедрение эффективных
практик оказания комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Актуальными направлениями реализации
поставленных задач в рамках дошкольного образования являются повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг и
обеспечение поддержки и использования образовательного потенциала семьи.
Учитывая специфику Учреждения Программа развития направлена на совершенствование психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детям раннего возраста посредством повышения качества и
объема предоставляемых услуг, а также развития межведомственного взаимодействия участников образовательных отношений.
Проектируемая модель сопровождения определяется как совокупность концептуальных идей:
- право каждого ребенка как на полноценное развитие, так и на оказание ему адекватной помощи в соответствии со структурой
нарушений, возрастными и социальными показателями, индивидуальными возможностями способностями;
- признание самоценности периода детства как периода функциональной и психологической «пластичности», формирующей уникальность
и неповторимость личности ребенка, его социально-культурные ориентиры;
- определение непрерывности и преемственности процесса сопровождения как условия достижения оптимального результата в развитии
личностного потенциала ребенка;
- оценка деятельности учреждения в режиме обновления его содержания (реализация различных технологий, их адаптация к приоритетам
и специфике работы МБДОУ - детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга») и организационных форм, как важного
мотивационного стимула для развития инновационной и поисково-экспериментальной деятельности, совершенствования
индивидуальных траекторий развития и самореализации педагогов и специалистов.
В МБДОУ - детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» функционирует Территориальная психолого – медико педагогическая комиссия, которая сосредотачивает в своем составе специалистов различных направлений, таких как психология,
дефектология, социальная педагогика, медицина. Это позволяет обеспечить развитие комплексного подхода к сопровождению участников
6

образовательного процесса не только в самой образовательной организации, но и в образовательном пространстве города Екатеринбурга;
создать оптимальные условия для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса детей с различной структурой дефекта;
получить максимально полную квалифицированную помощь по медицинским, психологическим, педагогическим и социальным аспектам в
форме комплексного обследования, индивидуального консультирования или пролонгированного наблюдения.
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Общая характеристика образовательной организации
Полное наименование в соответствии с уставом: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
компенсирующего вида «Центр «Радуга».
Краткое наименование в соответствии с уставом: МБДОУ-детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга»
Организационно-правовая форма – бюджетное учреждение.
Тип образовательной организации – дошкольная образовательная организация.
Учредитель – Департамент образования Администрации города Екатеринбурга.
Режим работы МБДОУ: Учреждение функционирует с 8.00 до 17.00, группы функционируют в режиме кратковременного пребывания
(3 часа без предоставления питания) в две смены в режиме 5-ти дневной рабочей недели.
Количество групп, направленность: 10 групп компенсирующей направленности.
Укомплектованность МБДОУ детьми: 100%
Структурные подразделения Учреждения
В Учреждении функционируют 10 групп компенсирующей направленности в режиме кратковременного пребывания (до 3 часов без
предоставления питания) для детей от 3 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной
отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с сочетанными патологиями развития, предельная наполняемость
которых зависит от возраста детей и устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13.
Содержание образовательного процесса определяется адаптированной основной программой дошкольного образования,
разрабатываемой, принимаемой и реализуемой в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре
7

образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и
возможностей детей.
На базе Учреждения функционирует Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ТПМПК) представленная
шестью составами психолого-медико-педагогических комиссий (далее ПМПК):
ПМПК для детей по работе с детьми, имеющими нарушения зрения, и детьми, имеющими нарушения речи;
ПМПК для детей по работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, и детьми, имеющими нарушения речи;
ПМПК для детей по работе с детьми, имеющими нарушения слуха, и детьми, имеющими нарушения речи;
ПМПК для детей по работе с детьми, имеющими нарушения речи;
ПМПК для детей по работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта;
ПМПК для детей по работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта.
ТПМПК осуществляет деятельность, реализующую функции по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении, проведению их комплексного обследования и подготовке рекомендаций по оказанию детям психолого-медикопедагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Материально – техническое обеспечение
Для осуществления образовательной деятельности развивающая предметно-пространственная среда Учреждения оснащена средствами
обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые
обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными
детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения
детей.
Для осуществления консультативной деятельности в Учреждении функционируют: 6 залов для комплексного психолого-медикопедагогического обследования, 8 кабинетов для консультативного приема.
Для обеспечения безопасного пребывания воспитанников Учреждение оснащено:
- автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре;
8

- тревожной кнопкой для оперативного оповещения сотрудников ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск Российской
Федерации по Свердловской области».
Кадровое обеспечение
МБДОУ – детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» укомплектован сотрудниками на 100%. Из них:
− 92% педагогических работников имеют высшее профессиональное образование;
− 46% педагогов имеют стаж педагогической работы более 20 лет;
− 92% педагогов аттестованы на первую (34%) и высшую (58%) квалификационные категории.

Показатели

до 2 лет
от 2 до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 20 лет
более 20 лет
Высшее
Среднее профессиональное
Без категории
Первая
Высшая

Образовательный период
2015-2016
2016-2017
Распределение по стажу работы
1
1
2
9
3
13
11
17
25
Распределение по образованию
38
38
3
3
Распределение по квалификационной категории
6
7
5
13
20
20

2017-2018
2
2
8
10
19
38
3
11
14
24

9

Характеристика контингента воспитанников
Компенсация
Тяжелое нарушение речи
Задержка психического развития. Из них:
задержка психического развития с
расстройством аутистического спектра
Интеллектуальное нарушение. Из них:
интеллектуальные нарушения с расстройством
аутистического спектра
Нарушение опорно-двигательного аппарата
Сложный дефект

2015-2016
12
19
5

Образовательный период
2016-2017
18
18
7

2017-2018
0
18
13

16
6

20
11

19
14

16
10

17
13

17
17

2015-2016
1652
470
587

Образовательный период
2016-2017
1774
567
706

2017-2018
1850
600
800

18

21

25

Количество воспитанников, имеющих статус «ребенок – инвалид»:
2015 – 2016 образовательный период – 44 ребенка;
2016 – 2017 образовательный период – 52 ребенка;
2017 – 2018 образовательный период – 57 детей.
Характеристика контингента обследованных детей в условиях ТПМПК
Компенсация
Тяжелое нарушение речи
Задержка психического развития
Нарушение зрения (в том числе сложный
дефект)
Нарушение слуха

10

Интеллектуальное нарушение
Нарушение опорно-двигательного аппарата (в
том числе сложный дефект)
Расстройства аутистического спектра

80
375

98
495

120
550

1

3

5

Представленный анализ выявил тенденцию к увеличению количества, имеющих тяжелые множественные нарушения развития и детей,
у которых одновременно с познавательными и речевыми нарушениями наблюдаются расстройства аутистического спектра. Следовательно,
усложнение структуры патологии требует более глубокого и детального анализа, более качественного прогнозирования и проектирования
технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Характеристика контингента родителей (законных представителей)
Социальная характеристика семей воспитанников является благополучной: 86% семей относятся к категории полных, 14% к категории
неполных. Доля родителей (законных представителей) воспитанников с высшим образование составляет 61%, со средним специальным
образованием 31%. Это указывает на возможность строить компетентностные отношения в двустороннем сотрудничестве, привлекая
родителей к образовательному процессу, как носителей определенных профессиональных знаний, одновременно повышая уровень их
педагогической культуры.
Специалистами ТПМПК проводится активная работа с населением по оказанию консультативной помощи детям с ОВЗ и их семьям. На
данный момент увеличилось число обратившихся семей, воспитывающих детей с ОВЗ раннего возраста. Поэтому появилась потребность в
организации системной и целенаправленной работы по сопровождению детей раннего возраста, при которой необходимо создание четкого
механизма взаимодействия межведомственных структур и активное включение в процесс реабилитации и абилитации родителей (законных
представителей).

РАЗДЕЛ II. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Управляющая система и нормативно-правовое обеспечение
Управление в Учреждении осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Структура и механизм управления
образовательным учреждением обеспечивает его стабильное функционирование, взаимосвязь всех структурных подразделений.
11

Проблемное поле: непрерывный пересмотр и дополнение нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального
уровней.
Перспективы развития: актуализация локальных нормативно-правовых документов в соответствии с современными требованиями
законодательства РФ.
Кадровый потенциал
Педагогический состав укомплектован на 100% в соответствии со штатным расписанием. За последние два года произошли изменения в
составе за счет омоложение педагогического коллектива. Основными характеристиками педагогического коллектива являются высокая
степень профессионализма и творческого потенциала, большой педагогический стаж работы у большинства педагогов.
Проблемное поле: обучение детей с ОВЗ и инвалидностью предполагает использование специализированных методических разработок по
всем направлениям деятельности: диагностики, коррекции, профилактики, консультированию. В связи с появлением и увеличением
количества детей со сложным дефектом и расстройствами аутистического спектра появилась, с одной стороны, необходимость внедрять в
педагогический процесс инновационные технологии, с другой стороны – самостоятельно разрабатывать методические рекомендации для
психолого-педагогического сопровождения данных категорий воспитанников. Реализация данных направлений требует от педагога
готовности к изменению условий профессионально-педагогической деятельности.
Перспективы развития: создание условий для самоактуализации и профессионального успеха педагогов, способствующие работе в режиме
инновационного поиска.
Возможные риски: эмоциональное выгорание педагогов вследствие интенсивной профессиональной деятельности.
Образовательная деятельность
В Учреждении функционируют 10 групп кратковременного пребывания, которые посещают воспитанники с разными видами нарушений –
асинхронное искаженное развитие, поврежденное развитие локально – поврежденного типа, парциальная несформированность высших
психических функций и т.д. Для части воспитанников посещение групп кратковременного пребывания является адаптацией к условиям
детского сада и дает возможность ребенка с ОВЗ включиться в группу в режиме полного дня.
Проблемное поле: в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества родителей, воспитывающих ребенка с двумя, тремя и
более основными дефектами и выраженными нарушениями эмоционально – волевой сферы (расстройствами аутистического спектра),
желающих, чтобы их ребенок получал дошкольное образование не в форме семейного воспитания, а в стенах дошкольного учреждения.
Данная категория детей в силу своих интеллектуальных и физических возможностей не выдерживает пребывание в группе в режиме полного
12

дня и среди большого количества детей. Поэтому группа кратковременного пребывания становится основной формой получения
дошкольного образования для данной категории детей и специализация групп в таких случаях меняется. Основными задачами становятся:
оказание медико – психолого – педагогической помощи, формирование у воспитанников предпосылок к учебной деятельности, социальная
адаптация, содействие родителям в организации воспитании и обучении детей.
Перспективы развития: совершенствование содержания
психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами
аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития посредством внедрение и разработки инновационных
технологий.
Возможные риски: изменение социальных потребностей и возможностей семьи, демографические изменения.
Материально-технические ресурсы
Созданная развивающая предметно-пространственная среда и пополнение материально-технического оснащения находятся на допустимом
уровне.
Проблемное поле: изменение контингента воспитанников в сторону увеличения количества детей, имеющих сложный дефект, требует
пересмотра в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах. А именно необходимо пополнение предметнопространственной среды дидактическими играми и пособиями, способствующих развитию детей данной категории. На рынке предлагается
узкий спектр коррекционно-развивающих пособий для детей со сложным дефектом по достаточно высоким ценам.
Перспективы развития: разработка педагогами авторских полифункциональных игр и пособий, методических рекомендаций к ним;
адаптация, имеющихся дидактических игр промышленного производства к задачам психолого-педагогического сопровождения детей со
сложным дефектом.
Анализ сферы образовательных услуг
В соответствии с муниципальным заказом в Учреждении предлагается достаточно широкий спектр услуг: реализация основных
адаптированных программ дошкольного образования и присмотр и уход для детей от 3 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья,
психолого-педагогическое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) и педагогических работников,
психолого-медико-педагогическое обследование детей от 0 до 18 лет.
Проблемное поле: в последнее время увеличилось консультативное обращение родителей (законных представителей) детей раннего
возраста, имеющие отклонения в двигательном, познавательном, речевом развитии. Для преодоления выявленных нарушений у детей
раннего возраста необходима систематическая коррекционно-развивающая работа, основанная на семейно-ориентированном подходе с
13

момента выявления отклонения. В настоящее время существует разрыв между моментом определения первичного нарушения в развитии
ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и началом комплексной коррекционно-развивающей помощи.
Перспективы развития: организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями
здоровья в условиях группы кратковременного пребывания; создание Службы ранней помощи.
Возможные риски: изменение социальных потребностей и возможностей семьи, демографические изменения.

РАЗДЕЛ III. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО
Программа развития составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом перспектив их
изменений.
Актуальность разработки Программы развития Учреждения обусловлена изменением государственной политики в области
образования, что отражено в нормативных документах федерального уровня. В современных условиях дошкольное образовательное
учреждение представляет собой развивающуюся и открытую систему, результатом деятельности которой должно стать успешное
взаимодействие с социумом.
Основным ориентиром в разработке Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества дошкольного
образования для детей с ОВЗ адекватного социальным потребностям, на основе повышения эффективности деятельности Учреждения по
таким критериям как качество, инновационность, востребованность, обеспечивающих высокое качество результатов воспитательнообразовательной и коррекционно-развивающей деятельности с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и
ребенка, учитывая его психофизиологические индивидуальные особенности и возможности.
Программа развития Учреждения направлена на сохранение позитивных достижений, внедрение современных педагогических
технологий и разработку авторских.
Принципы построения и реализации концепции Программы развития:
− принцип гуманизации, предполагает ориентировку на выбор уровня и направленности образования для каждого ребенка;
− принцип демократизации, предполагает совместное участие воспитателей, специалистов, родителей в воспитании и образовании
детей;
− принцип дифференциации, предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого воспитанника и
своевременной коррекции проблем в развитии;
14

− принцип интеграции, которые предусматривают целостность и единство всех систем образовательной деятельности и взаимодействие
со всеми структурами социума;
− принцип стандартизации, предполагает соблюдение федерального образовательного стандарта дошкольного образования, учет
региональных приоритетов образования дошкольников.
Миссия Учреждения – создание открытого информационного образовательного пространства, в котором созданы условия для
личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Модель Учреждения – создана личностно – ориентированная система воспитательно-образовательной и коррекционной помощи,
характеризующаяся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью на основе интеграции всех структур
Учреждения в вопросах развития ребенка; обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования, дошкольного и
семейного воспитания.
Модель педагога Учреждения – педагог стремится осваивать современные образовательные технологии и внедрять их в
образовательный процесс, осуществляет психолого-педагогическую рефлексию деятельности, проектирует свое дальнейшее
профессиональное развитие; принимает ответственность за конечный результат педагогического процесса.
Модель выпускника Учреждения – включает совокупность наиболее важных качеств личности, которые должны быть сформированы
у выпускника дошкольного образовательного учреждения:
o психофизические: ребенок овладел различными видами движений в соответствии с индивидуальными особенностями, у него
развиты двигательные качества и сенсомоторная координация;
o интеллектуальные: у ребенка отмечается наличие познавательной потребности и мотивации, сформированы предпосылки к
учебной деятельности, воспитанник интеллектуально развит в соответствии со структурой дефекта;
o творческие: у ребенка сформирована и развита продуктивная деятельность, отмечается креативность в музыкальной
деятельности и конструировании из различных материалов;
o эмоционально-волевые: ребенок знает основные моральные эталоны и нормы поведения, сформированы волевые качества
(дисциплинированность, самостоятельность, организованность, терпеливость, целеустремленность) и привычки (культурногигиенические, к трудовой деятельности);
o коммуникативные: ребенок владеет доступной ему формой коммуникации (вербальной, жестовой, альтернативной), умеет
договариваться, учитывать мнение собеседника;
o личностные: у ребенка сформирован «образ Я», эмоционально-положительная самооценка, нормальный уровень тревожности
15

РАЗДЕЛ IV. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕРЕХОДА ДОУ В НОВОЕ СОСТОЯНИЕ
Цель Программы развития: создание условий для повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями, обеспечивающие стартовые возможности для физического и психического
развития как основы успешной социализации воспитанников в обществе.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- совершенствовать организацию и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством внедрения современных образовательных технологий;
- создать условия для абилитации и реабилитации детей раннего дошкольного возраста, имеющие ограничения в функционировании;
- обеспечивать условия для роста профессиональной компетенции педагогических работников в процессе модернизации содержания
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- формировать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка с
ограниченными возможностями здоровья.
Ресурсное обеспечение Программы развития:
1) нормативно-правовое и финансовое:
- разработка и утверждение локальных документов, регламентирующих деятельность Учреждения по выполнению Программы
развития;
2) организационно-методическое:
- организация творческих групп для реализации Программы развития;
- обеспечение методическими пособиями и образовательными программами;
- использование передового педагогического опыта и современных образовательных технологий;
3) кадровое:
- обеспечение Учреждения квалифицированными педагогами, специалистами, медицинскими работниками и другими
сотрудниками;
- стимулирование активной профессиональной деятельности и творческой инициативы;
4) материально-технические:
- организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с индивидуальными особенностями
воспитанников Учреждения, отвечающей современным требованиям;
16

- насыщение развивающей предметно-пространственной среды авторскими
способствующих развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

полифункциональными

пособиями,

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Мероприятия

Планируемый результат

Ответственный

Период реализации

Финансовое
обеспечение

Совершенствовать организацию и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством внедрения современных образовательных технологий
- Разработка методических рекомендаций
- Создана база
Руководители ПМПК - 2019 – 2020 гг.
Бюджетное
финансирование
по психолого-педагогическому
методических материалов
сопровождению дошкольника с ОВЗ с
по психологоразными формами дизонтогенеза.
педагогическому
сопровождению детей с
ОВЗ в условиях
инклюзивного образования.
- Разработка программы психолого- Наличие положительной
Зам. директора по
- весь период
Бюджетное
ВМР,
финансирование
педагогической диагностики детей с
динамики в развитии
педагоги
расстройствами аутистического спектра
деятельности детей
- Внедрение в образовательный процесс
дошкольного возраста с
современных технологий сопровождения
расстройствами
детей с расстройствами аутистического
аутистического спектра
спектра.
- Разработка индивидуальных программ
сопровождения детей с расстройствами
аутистического спектра.
17

- Разработка методического кейса
«Адаптация ребенка с расстройствами
аутистического спектра к условиям
детского сада»
- Разработка программы психологопедагогической диагностики детей с
тяжелыми множественными нарушениями
развития.
- Разработка, апробация и внедрение в
педагогический процесс инновационной
технологии по сопровождению детей с
тяжелыми множественными нарушениями
развития.
- Разработка индивидуальных программ
сопровождения детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития.

- Наличие положительной

динамики в развитии
деятельности детей
дошкольного возраста с
тяжелыми
множественными
нарушениями развития

Зам. директора по
ВМР,

- весь период

Бюджетное
финансирование

педагоги

Создать условия для абилитации и реабилитации детей раннего дошкольного возраста, имеющие ограничения в функционировании
- Локальная нормативноДиректор,
- 2019 – 2021гг.
Бюджетное
− Создание Службы ранней помощи.
зам. директора по
финансирование
− Разработка
и
своевременная правовая документация
ВМР,
корректировка нормативно-правовых актов, соответствует требования
методист ТМПМПК,
обеспечивающих работу Службы ранней законодательства.
руководители ПМПК
- Создана база
помощи.
− Создание междисциплинарной команды методических материалов
по сопровождению детей раннего возраста. по сопровождению детей
− Расширение
взаимодействия
с раннего возраста с ОВЗ.
межведомственными
структурами, - Наличие положительной
динамики у воспитанников
18

медицинскими
и
образовательными
учреждениями, участвующих в процессе
абилитации и реабилитации детей с ОВЗ
раннего возраста.
− Открытие групп кратковременного
пребывания для детей раннего возраста.
− Разработка АООП ДО для детей раннего
возраста с ОВЗ.
− Формирование банка диагностического
инструментария, определяющего
особенности индивидуального развития.
− Разработка Индивидуальной программы
ранней помощи и создание условий для ее
реализации.

раннего возраста в
состоянии
функциональной,
когнитивной,
психологических сфер
развития.

Обеспечивать условия для роста профессиональной компетенции педагогических работников в процессе модернизации содержания
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
- Мониторинг профессиональной
- Увеличение доли
Директор,
- ежегодно
Бюджетное
зам. директора по
финансирование
компетентности и инновационного
педагогов, внедривших в
ВМР,
потенциала педагогических работников.
образовательный процесс
методист ТМПМПК, - ежегодно
- Разработка индивидуальных
современные и
руководители ПМПК
методических маршрутов повышения
инновационные технологии
уровня профессиональной компетенции
сопровождения детей с
педагогов.
ОВЗ.
- весь период
- Разработка системы мотивационных
- Увеличение доли
мероприятий, направленных на вовлечение
педагогов обобщивших и
педагогов в инновационную деятельность.
представивших
- Организация работы «Клуба
практический опыт работы
19

профессионалов» для обеспечения
методической поддержки повышения
педагогического мастерства.
- Создание персональных сайтов
педагогов с целью распространения
практического опыта работы и
взаимодействия с родителями
воспитанников.
- Обучение сотрудников на курсах
повышения квалификации различного
уровня и направленности.
- Обобщение и представление опыта
диагностической, коррекционноразвивающей и инновационной
деятельности педагогов на разных уровнях.
- Подготовка и сопровождение аттестации
педагогических работников.

через участие в открытых
мероприятиях, публикации
в средствах массовой
информации, участие в
профессиональных
конкурсах.

Формировать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
- Создание развивающей предметно- Развивающая
Зам. директора по
- весь период
Бюджетное
ВМР,
финансирование
пространственной среды для детей раннего
предметнопедагоги
ГКП
возраста с ограниченными возможностями
пространственная среда
здоровья
- Разработка педагогами авторских
полифункциональных игр и пособий,
методических рекомендаций к ним.
- Разработка адаптированных к

обновлена в соответствии с
внедряемыми
педагогическими
технологиями
20

возможностям ребенка с ОВЗ методических
рекомендаций для дидактических игр
промышленного производства.

Наименование оборудования
Приобретение компьютерной
техники
Оснащение МБДОУ в
соответствии с планом
мероприятий по программе
«Доступная среда»
Учебные комплекты,
дидактические пособия,
пополнение фонда
методической литературой
Дооснащение группового
помещения игровыми
материалами для детей раннего
возраста
Приобретение расходных и
канцелярских товаров
Повышение квалификации
педагогических и руководящих
работников МБДОУ

ФИНАНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Источник
Сроки приобретения
финансирования
2019
2020
2021
Внебюджетное
35.000
финансирование
Внебюджетное
финансирование
10.000
5.000
5.000

2022
35.000

Учебные средства
10.000

10.000

15.000

15.000

3.000

3.000

8.000

6.000

10.000

10.000

3.000

3.000

Учебные средства

Учебные средства
Бюджетное и
внебюджетное
финансирование

6.000

21

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Индикаторы (показатели)
2018-2019 образовательный 2019-2020 образовательный 2021-2022 образовательный
достижения цели
период (%)
период (%)
период (%)
1

2

3

4

Совершенствовать организацию и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством внедрения современных образовательных технологий
Доля воспитанников с расстройствами
аутистического спектра, имеющих
50
60
65
положительную динамику в развитии по
результатам мониторинга
Доля воспитанников с тяжелыми
множественными нарушениями развития,
30
40
50
имеющих положительную динамику в
развитии по результатам мониторинга
Обеспечивать условия для роста профессиональной компетенции педагогических работников в процессе модернизации содержания
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Доля педагогов, владеющих современными
и инновационными педагогическими
технологиями и эффективно применяющие
40
55
60
их в процессе психолого-педагогического
сопровождения.
Доля педагогов, прошедших курсы
повышения квалификации по вопросам
психолого-педагогического сопровождения
детей дошкольного возраста с
30
35
40
ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью

22

Доля педагогов, обобщивших и
представивших опыт работы на разных
30
35
40
уровнях.
Доля педагогов, имеющих публикации в
30
35
40
средствах массовой информации.
Доля педагогов, участвующих в
профессиональных конкурсах разного
30
35
40
уровня.
Доля педагогов (включенных в график
аттестации), по итогам аттестации
50
70
60
повысивших свою квалификационную
категорию.
Создать условия для абилитации и реабилитации детей раннего дошкольного возраста, имеющие ограничения в
функционировании
Количество детей раннего возраста с
ограниченными, охваченных
150
250
300
мероприятиями службы ранней помощи.
Формировать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка с
ограниченными возможностями здоровья
Доля педагогов, разработавших
полифункциональные пособия и
20
25
30
методические рекомендации к ним.
Обеспеченность педагогического процесса
50
70
90
адаптированными дидактическими играми

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».