ДОП Подготовка к школе

Содержание
1.Основные характеристики

3

1.1.Пояснительная записка.

3

1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы.

4

1.3. Содержание общеразвивающей программы

5

1.4. Планируемые результаты.

11

2. Организационно-педагогические условия

13

2.1. Календарный учебный график

13

2.2.Условия реализации программы

14

2.3.Формы контроля и оценочный материал

16

Список литературы

19

1.Основные характеристики
1.1.Пояснительная записка.
Направленность

программы.

Дополнительная

адаптированная

общеобразовательная программа «Подготовка к школе» имеет социальногуманитарную направленность.
Актуальность. Проблема готовности ребенка к школе существовала
всегда, и понимание ее постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в
начале внимание педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и
навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первом месте
выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить
эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
Дополнительная

адаптированная

общеобразовательная

программа

«Подготовка к школе» представляет собой систему комплексной подготовки
старшего дошкольного к школе. Программа направлена на развитие основных
познавательных процессов ребенка (память, мышление, воображение и др.), а
также на развитие коммуникации с окружающими, работать в группе,
контролировать свое поведение и других различных качеств, способствующих
успешной адаптации (физической, психологической и социальной) ребенка к
школе и повседневной жизни.
Адресат программы. Программа предназначена для детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья – воспитанники от 5 до 8
лет.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность 1
академического час определяется СП 2.4.3648 - 20 в соответствии с возрастом
ребенка дошкольного возраста. Длительность 1 академического часа 30 минут.
Объем программы. Объем программы – 72 часа. Программа рассчитана на
1 год обучения.

3

Срок освоения программы. Срок освоения программы определяется
содержанием программы. Количество недель – 36, количество месяцев – 9,
количество лет – 1 год.
Форма обучения – групповая.
Перечень видов занятий – беседа, практическое задание.
Перечень форм подведения итогов реализации программы – беседа,
диагностический тест, открытое занятие.
1.2. Цели и задачи общеразвивающей программы.
Цель Программы: создание условий комфортного перехода детей
старшего дошкольного возраста с одной образовательной ступени на другую.
Задачи программы:
1) формировать навыки учебной деятельности, разевать познавательный
интерес

и

стимулировать

желание

учиться

в

школе,

воспитание

устойчивого внимания, наблюдательности и организованности;
2) организовать

обучение

и

воспитание

на

основе

коммуникативно-

деятельностных технологий с учётом психологических особенностей,
потребностей и возможностей детей дошкольного возраста;
3) формировать мотивацию у ребенка к обучению в школе;
4) развивать личностные качества будущего школьника, необходимые для
благополучной адаптации к школе.

4

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
№

Наименование раздела

Количество часов

п/п

1.

Всего
Развитие речи

18

Форма

Теори

Практ

я

ика

9

9

контроля
диагности
ческий
тест

2.

Подготовка к письму

18

9

9

диагности
ческий
тест

3.

Математика

18

9

9

диагности
ческий
тест

4.

Ознакомление с окружающим

18

9

9

миром.

диагности
ческий
тест

Итого

72

36

36

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Развитие речи.
Задачи:
 развивать

потребность

коммуникативные

в

умения,

общении

и

формировать

способность

элементарные

взаимодействовать

с

окружающими;

5

 развивать внимание к обращенной речи окружающих и учить реагировать
на нее.
 развивать навыки социального взаимодействия.
Примерное содержание работы.
 Знакомство с визуальным расписанием занятия, наименование уроков.
Ответ на вопрос: «Какой сейчас будет урок?».
 Наименование картинок, вопросы «Кто/что это?», «Что делает?», «Какого
цвета?». Наименование по очереди. Показ изображений на столе по
инструкции. Показ по очереди.
 Игра Слеп-джек.
 Ответы на вопросы, Ответы по очереди: «Как тебя зовут?», «Как его
зовут?», «Как меня (учителя) зовут?», «Что говорит?», «Что есть у…?»,
«Где…?».
 Реципрокный разговор: «У меня есть утка», «Моя утра желтая», «Утка это
птица», «говорит кря-кря», «у утки есть клюв», «утка живет на пруду»,
«утка летает».».
 Реципрокный разговор по сюжетной картинке (на моей картинке день..).
Реципрокный разговор по сюжетной картинке (на моей картинке день..);
(на моей картинке день, У меня нарисована тетя и девочка). Реципрокный
разговор по сюжетной картинке: после составления рассказа поменяться
картинками, перевернуть их и рассказать про чужую картинку; после
составления рассказа поменяться картинками, перевернуть их и рассказать
про чужую картинку.
 Формирование умения вставать, когда учитель называет твое имя. Показ
изображений у доски. Выполнение простых инструкций (Леша, топай.
Маша, хлопай. Леша, попей. Маша, вытри.). Повтор движений, слов и
словосочетаний за учителем по очереди. Повтор движений за ребенком
(ребенок у доски показывает другому ребенку движение). Выполнение
сложных инструкций по очереди (два слова в инструкции). Выполнение
6

инструкций ребенка (ребенок у доски говорит другому ребенку движение с
предметом). Выполнение инструкции ребенка (ребенок у доски говорит
другому ребенку действие с игрушкой). Выполнение сложных инструкций
по очереди (двухкомпонентная инструкция в пространстве, 2 глагола).
Выполняют обусловленные инструкции (если на тебе обувь, топни ногой).
Выбирать предмет по инструкции, содержащей частицу «не» (дай не
кубик); содержащей частицу «не» и признаку (дай не красное, дай не
деревянное); содержащей частицу «не» и категории (дай не животное, дай
не посуду); с двойным отрицанием (дай не утку и не кошку). Дети дают
друг другу инструкции с частицей «Не» и двойным отрицанием.
Выполнение инструкции ребенка (ребенок у доски говорит другому
ребенку что делать). Выполнение инструкций в пространстве (Маша,
вытри с доски, Саша, намочи тряпку...).
 Ответы на вопросы: «Назови, что летает? /плавает/едет?», Ответы на
вопросы: «Что есть на кухне?/в спальне? В ванной?»; «Что есть на
кухне?/в спальне? В ванной?». Дети задают друг другу вопросы по
картинке: «Что это/кто это?». Отвечать на вопросы после простого
рассказа с картинкой. Отвечать на вопросы ранее проработанных рассказов
без картинки. Отвечать на вопросы после простого рассказа без картинки.
Пересказ услышанного текста с визуальной подсказкой, без визуальной
подсказки. Составление короткого рассказа.
Раздел 2. Подготовка к письму.
Задачи:
 развивать координированные движения рук и тонкие движения пальцев.
 совершенствовать оптико – пространственную ориентировку.
 совершенствовать графо – моторные навыки.
Примерное содержание работы.
На занятиях используются:
 пальчиковая гимнастика;
7

 упражнения на мелкую моторику с различными предметами;
 упражнения на зрительное внимания.
 веселые подвижные игры (речь + движения);
 штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на
карандаш;
 обводки по трафарету или шаблону;
 печатание букв и их элементов, цифр.
Раздел 3. Математика.
Задачи:
 Совершенствовать умение использовать понятия: столько же, равно,
одинаково, больше, меньше, один, пара;
 совершенствовать умения использовать разные способы уравнивания
групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей
группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождать
практические действия словами: прибавил, стало больше, убавил, стало
меньше;
 закреплять умение сравнивать предметы, используя понятия: большой –
маленький, больше – меньше, одинаковые по размеру, самый маленький
(большой); высокий – низкий, выше – ниже, одинаковые по высоте, самый
низкий (высокий); длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по
длине, самый короткий (длинный); толстый – тонкий, толще – тоньше,
одинаковые по толщине, самый тонкий (толстый); глубокий – мелкий,
глубже – мельче, одинаковые по глубине, самый мелкий (глубокий) – на
основе сравнения двух (нескольких) предметов, отличающихся одним или
несколькими

параметрами.

Совершенствовать

умение

сравнивать

предметы разными способами: приложение, наложение;

8

 формировать навык измерение длины, ширины, высоты и толщины
окружающих предметов с помощью условной мерки, определение объема
жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки;
 закреплять представление о геометрических фигурах. Совершенствовать
умение обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцев и
«пробующих» действий;
 совершенствовать

умение

пересчитывать

предметы

в

различном

направлении и пространственном расположении. Понимать то, что
последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к
последнему из них;
 закреплять умение воспринимать количество предметов с помощью
слухового, двигательного, тактильного анализаторов;
 закреплять умение присчитывать и отсчитывать предметы по одному с
называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?» ;
 совершенствовать умение соотносить число, цифры с количеством
предметов;
 дать представление о числе 0 и его обозначение;
 закреплять

порядковый

счет

предметов

в

пределах

10,

умение

воспроизводить последовательности чисел в прямом и обратном порядке,
начиная с любого числа, умение называть пропущенное число, соседние
числа, предыдущее и последующее число;
 формировать представление о составе числа в пределах 10 из отдельных
единиц и из двух меньших чисел;
 уметь иллюстрировать различные случаи состава чисел на наглядных
пособиях, рисунках;

9

 формировать навыки сложение и вычитание в пределах 10, практических
действий с предметами, раскрывающие сущность сложения и вычитания,
как подготовка к арифметическим действиям;
 знакомить с арифметической задачей. Составлять задачи на основе
наблюдений и действий с предметами. Записывать решения задачи в виде
примера;
 закреплять представление о положении предметов в пространстве: далекий
– близкий, дальше – ближе; вверху – внизу, выше – ниже; правый – левый,
справа – слева; спереди – сзади; внутри – снаружи;
 дать понятия: около, рядом, посередине, между, за, перед;
 закреплять умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги;
 закреплять представления о временных понятиях «сегодня, завтра, вчера,
раньше, позже»;
 закреплять представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь, их
последовательность;
 дать представления о недели, о днях недели, их последовательности;
 познакомить с названием текущего месяца.
Примерное содержание работы.
 Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве.
 Работа с демонстрационным материалом
 Работа с раздаточным материалом.
 Работа в рабочей тетради.
Раздел 4. Ознакомление с окружающим миром.
Задачи:
 развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
 формирование познавательных действий, становление сознания;
 развитие воображения и творческой активности;
10

 формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях, о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов
мира.
Примерное содержание работы.
 Времена года: признаки времен года, определение последовательности.
 Работа

с

календарем:

определение

времени

года

на

календаре.

Наименования времен суток, их признаки.
 Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и
обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
1.4. Планируемые результаты.
Планируемые результаты освоения Программы призваны соответствовать
социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений
ребенка. На этапе завершения обучения по данной Программе ребенок:
•

у ребенка сформированы элементарные общие речевые умения;

•

ребенок использует в общение элементарные коммуникативные навыки;

•

у ребенка сформирована потребность в общении;

•

ребенок

понимает

названия

предметов,

действий

и

признаков,

встречающихся в повседневной жизни;
•

использует простые коммуникативные высказывания, участвует в

элементарном диалоге.
•

обводить фигуры по пунктиру;

•

раскрашивать, не заходя за пределы фигуры;

•

писать простейшие элементы;

•

штриховать по образцу;

•

устанавливать связи и отношения

между целым множеством

и

различными его частями (частью);
11

•

находить части целого множества и целое по известным частям;

•

считать до 10 (количественный, порядковый счет);

•

называть числа в прямом (обратном) порядке в пределах 10;

•

соотносить цифру (0-9) и количество предметов;

•

называть состав чисел в пределах 5 из двух меньших;

•

выстраивать «числовую лесенку»;

•

осваивать в пределах 5 состав числа из единиц;

•

составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание,

пользоваться цифрами и арифметическими знаками;
•

различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость);

•

выстраивать сериационный ряд из 7-10 предметов, пользоваться

степенями сравнения при соотнесении размерных параметров
•

(длиннее – короче);

•

измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и

сыпучих веществ с помощью условных мер;
•

понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом

измерения);
•

делить предметы (фигуры) на несколько равных частей;

•

сравнивать целый предмет и его часть;

•

различать, называть и сравнивать геометрические фигуры;

•

ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,

страница, поверхность стола и др.);
•

обозначать взаимное расположение и направление движения объектов;

•

определять и называть временные отношения (день - неделя - месяц);

•

назвать текущий месяц года, последовательность всех дней недели,

времен года;
•

понимать цикличность сезонных изменений в природе (цикл года как

последовательная смена времен года);
•

обобщать, с помощью взрослого, представления о живой природе
12

(растениях, животных, человеке) на основе существенных признаков (двигаются,
питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют);
•

выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в

речевых высказываниях;
•

пользоваться в повседневном общении фразовой речью;

•

владеть достаточным запасом словарных образов и группировать

предметы по признакам их соотнесенности;
•

сформирован глагольный словарь и словарь прилагательных;

•

понимает значение простых предлогов и использует их в речи;

•

владеет навыками словоизменения и словообразования;

•

умеет составлять рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных

картин, пересказы;
•

отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график

№ п/п

Основные характеристики образовательного процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

72

5

Недель в I полугодии

17

6

Недель во II полугодии

19

7

Начало занятий

9

Каникулы

1 сентября
с 1 января по
9 января

10

Окончание учебного года

31 мая

13

2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Требования к материально – техническим условиям реализации программы
включают:
•

требования,

определяемые

в

соответствии

с

санитарно

–

эпидемиологическим правилам и нормативам;
•

требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной

безопасности;
•

требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с

индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников;
•

требования к оснащенности помещений развивающей предметно –

пространственной среды;
•

требования к материально–техническому обеспечению программы

(учебно-методический комплект, оборудование, оснащение).
Оснащение:
•

пособия для активизации и расширения словарного запаса:

образные игрушки, муляжи, наборы предметных и сюжетных картинок по
лексическим темам, картинки с изображением действий и действий с
предметами;
•

пособия по

формированию

элементарных

математических

представлений: наборы счетного материала; кассы цифр; дидактические
игры для закрепления количественных представлений; настольно –
печатные игры для знакомства с цифрами;
•

пособия для развития двигательной активности: мяч, обруч,

гимнастическая палка.
Кадровое обеспечение
Требования к кадровым условиям реализации программы «Подготовка
к школе» включают:

14

Воспитатель: высшее профессиональное образование или среднее

профессиональное образование по направлению подготовки "Образование
и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее
профессиональное
образование

и

образование

или

дополнительное

среднее

профессиональное

профессиональное

образование

по

направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы.
Методические материалы
Методы реализации программы:
• методы формирования социального поведения: упражнения, поручение,
требование, воспитывающие ситуации;
• методы

стимулиpования:

поощрение,

соревнование,

одобрение,

награждение;
• непосредственные наглядные методы – метод наблюдения и его
разновидности: рассматривание натуральных предметов;
• опосредованные наглядные методы
изобразительной

наглядности.

Это

– основаны на применении

рассматривание

игрушек,

картин,

фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и
картинам;
• практические

методы

–

дидактические

игры,

дидактические

упражнения;
• методы,
анализ,

повышающие

познавательную активность: элементарный

сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка

и

классификация;
• методы коррекции и

уточнения детских представлений: повторение,

наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций.
Средства реализации программы:
• социально-коммуникативное

развитие:

художественные

средства;

объекты природы; собственная деятельность детей; общение;
15

• речевое развитие: общение взрослых и детей; культурная языковая
среда; обучение родной речи в организованной деятельности;
• познавательное развитие: объекты окружающего мира, развивающая
предметно-пространственная среда, эксперимент и наглядное моделирование.
2.3.Формы контроля и оценочный материал
1. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин)
Цель: изучение возможностей ребёнка в области перцептивной и моторной
ограниченности пространства. Инструкция: «Сейчас мы с вами будем учиться
рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и
аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня я буду говорить,
в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те
линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите пока я не
скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где
кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги.» Рисуем узоры
Тренировочный узор № 1. «Поставь(те) карандаш на самую верхнюю
точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Одна клетка вправо. Одна
клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна
клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай(те)
сам(и).» При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети
успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное выполнение узора
дается 1-1,5 минут. Во время выполнения узора взрослый помогает ребенку
исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
Объяснить детям, что узор необязательно должен идти по всей ширине
страницы.
Узор № 2. «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Внимание!
Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо.
Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А
теперь продолжай рисовать этот узор сам».
16

Узор № 3. «Поставьте карандаш на следующую точку. Внимание! Три
клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово
«влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки
вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз.
Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
Узор № 4. «Теперь поставьте карандаш на самую нижнюю точку.
Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки
вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз.
Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх.
Теперь продолжай рисовать узор сам».
Обработка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не
оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь
выполнение

диктанта

и

самостоятельное

продолжение

узора.

Оценка

производится по следующей шкале: 4 балла – точное воспроизведение узора.
(Неровности линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не
снижают оценки). 3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной
линии. 2 балла – воспроизведение с несколькими ошибками. 1 балл –
воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с
диктовавшимся узором. 0 баллов – отсутствие сходства даже в отдельных
элементах.
За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по этой же
шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за
выполнение диктанта, другую – за продолжение узора. Обе они колеблются в
пределах от 0 до 4. Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех
соответствующих

оценок

за

отдельные

узоры

путем

суммирования

максимальной из них с минимальной, оценка, занимающая промежуточное
значение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается.
Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из трех
17

оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе оценки
суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в
пределах от 0 (если за работу под диктовку и за самостоятельную работу
получено по 0 баллов) до 16 (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который
интерпретируется следующим образом: Низкий — 0-3 балла Ниже среднего 4-6
баллов Средний — 7-10 баллов Выше среднего — 11-13 баллов Высокий — 1416 баллов

Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой)
Цель: определение уровня развития операции классификации
Оборудование: наборы картинок по классификациям ("Посуда", "Мебель",
"Игрушки", и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по
общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.
Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной
тематике.
«Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.
«Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф
«Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.
«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли
«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь
лишний? Как называются одним словом все остальные предметы.
18

Обработка результатов:
оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции
классификации (обобщающее слово).
Задания оценивается в баллах:
• обобщение по существенному признаку – 2 балла;
• употребление обобщающего слова – 1 балл.
Максимальное число баллов – 15.
Список литературы
1.

Жукова О.С. «Графические диктанты» - Издательство АСТ Москва,

2018г 2. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего
возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
2.

Жукова О.С. «Графические диктанты» - Издательство АСТ Москва,

2018г: Просвещение 2009.
3.

Е.В.Колесникова.

Программа

«От

звука

к

букве.

Обучение

дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
4.

Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей

5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
5.

Е.В.Колесникова. «Я считаю да пяти. Математика для детей 5-6 лет». –

М.: ТЦ Сфера, 2018.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».